Но переяславский князь Ярополк не растерялся и прежде всего «повелъ гнати люди и Торкы въ Баручь и в прочая грады», а уже затем удачно отразил Половцев77.
Кроме Торков, Берендеев и Печенегов известны из летописей еще три имени тюркских родов, осевших на Руси: это Каепичи, Ковуи и Турпеи.
Если первые два имени не удается связать с какой-либо из больших известных нам тюркских народностей, то последних, Турпеев, как нам кажется, можно определенно считать родом печенежского племени. Они упоминаются в летописи всего лишь раз, в 1150 г., и выступают как кочевой военный отряд на левой стороне Днепра в районе города Сакова, в пределах Киевского княжест-ва78, которое простиралось здесь и на левое Приднепровье79. Для объяснения народности Турпеев сопоставим это известие с другим, 1142 года; летописец, рассказывая о войне черниговских князей с переяславским князем Вячеславом, говорит следующее: «бьющимъ же ся имъ оу Переяславля и посла Всево-лодъ (великш князь шевскш) оу Переславля Лазоря Саковськаго с ПеченЪгы и с вои Вячьславо в помочь»80. Великому князю киевскому естественнее всего было послать помощь переяславскому князю из ближайшего к Переяславскому княжеству месту, т. е. с левобережья, на что и указывает имя Лазаря Саковска-го; очевидно и Печенеги, которых он вел, были в районе Сакова; поэтому, когда через восемь лет на том же месте, у Сакова, мы находим таинственных Турпеев, то более чем вероятно видеть в них родовое имя или один из родов упомянутых саковских Печенегов81.
принятых королем Белою. Работа Куника о событиях 1223—1224 гг. во II-м томе Учен. Записок Акад. Наук по 1 и 3 отд. (1854 г.) мне осталась недоступной.
78 П. С. Р. Л. II, ст. 398.
79
М. Грушевский, Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV стол. Киев, 1891. С. 9.
80 П. С. Р. Л. II, ст. 311.
81 П. Голубовский, Печенеги, Торки, Половцы ц. изд., № 9. С. 432—433, считал Турпеев
Торками и на том основании, что Торки упоминаются в 1125 г. у Баруча (Лавр. Лет. изд. 1897 г.
С. 280—281 и П. С. Р. Л. II, ст. 289—290, об этом месте см. выше), который находился там же,
где и Саков, т. е. к сев.-зап. от Переяславля. Но Баруч, по-видимому, находился далеко от этих
мест, на верховьях Осетра и Удая. См. об этом у В. Ляскоронского, История Переяславской земли
с древнейших времен. С. 175, его же, К вопросу о переяславских Торках, Журн. Мин. Нар. Прос.
1905, IV. С. 295, а также Барсова, Очерки русской истор. географии, 2-е изд. С. 161—162.