Но, во всяком случае, даже в середине Х века эти области еще не потеряли характер более или менее самостоятельных государственных образований: Багрянородный противопоставляет Новгородскую, «внешнюю Русь» Святослава — Киевской. А как происходил этот процесс расширения Киевского княжества, путем включения самостоятельных областей, на востоке — совсем не известно. Все же некоторые намеки источников (Лев Диакон, договор Игоря с греками 945 года, Кембриджский Аноним, Записка Готского топарха) позволяют предполагать, что в середине Х века влияние Киевской Руси уже ощущалось в Приазовье, хотя Таманская Русь в это время была еще самостоятельна. Константин Багрянородный, описывая северное Черноморье, не упоминает о протяжении власти Киевской Руси до Азовского моря, а, наоборот, описывает Таманские острова как особую область — Матраху с главным городом Таматархой-Тмутороканью, наряду с Зихией и другими самостоятельными кавказскими княжествами .
Таким образом, смею думать, что восточные писатели, рассказывающие о разделении руссов на три племени, подразумевают под третьим русским племенем, Артанией, русское княжество, основавшееся в начале IX века на Таманском полуострове и постепенно подчинившее своему влиянию или власти соседние норманнские колонии на Черноморье, подобно тому, как Новгородская Русь объединила варяжские центры в области Ильменских славян, кривичей, чуди и веси, а Киевская — приднепровские племена. Говоря о разделении Руси на три области, источник конца IX или начала Х века отразил реальную политическую обстановку современной ему Восточной Европы. При этом, конечно, нельзя упускать из виду, что не только в конце IX, но и в течение всего Х, а м. б. даже и в XI веке существовали и другие, независимые или полунезависимые варяжские центры, разбросанные в разных углах Восточной Европы (вроде известных нам княжеств Рогволода и Тура и неизвестного центра на Каме, о котором упоминает Ибн-Хау-каль).