Таким образом, по наиболее правдоподобному толкованию А. А. Васильева, описанные события представляются в следующем виде. В 962 году хазары, желая восстановить свое преобладание в Крыму, стали опустошать крымские области и лишь с большим трудом были выгнаны из крымской Готии. Не надеясь более на помощь прежней покровительницы готов, Византии, занятой в то время делами на востоке, правитель Готии обратился к соседним дружественным русским, также терпевшим от хазар. Эти руссы советовали искать помощи у могущественного киевского князя, к которому топарх и отправился в начале зимы 962 года. Заручившись обещанием русского князя помочь готам, топарх в начале января 963 года отправился в обратный путь, терпя лишения от стужи и бурь и с трудом уклоняясь от столкновений с враждебными печенегами7. Какова была причина такого благоволения Святослава к готскому топарху? Приведенное выше известие летописи о восточных походах Святослава дает на это ясный ответ.
По-видимому, в момент прибытия к нему крымского посольства Святослав уже думал о борьбе с хазарами за господство над вятичами; предлагаемая помощь непосредственных соседей Хазарии — крымских готов и их таинственных союзников (вероятно, черноморской руси) была ему очень полезна. И, действительно, вскоре после этого Святослав идет на вятичей, а затем на хазар и побеждает их. При этом А. А. Васильев, учитывая неточность летописной хронологии и исходя из даты возвращения топарха из Киева в Крым в январе 963 года, считает возможным отнести хазарский поход Святослава к тому же 963 году (вместо летописного 965-го). Мне это исправление хронологии не представляется необходимым.