О войнах русского князя Святослава в Болгарии писано уже немало. И все же основной вопрос относительно событий за период 967—972 гг. остается неразъясненным: каковы были и как развивались отношения между Святославом и болгарами?
Все сказанное до сих пор по этому вопросу сводится к одному: русский князь силою оружия преодолел сопротивление, которое болгары пытались оказать ему; затем насилием и кровавым террором не только навязал им свою власть, но и заставил их помогать ему в войне с Византией2.
Этот взгляд основан, главным образом, на некоторых сообщениях двух византийских авторов, Льва Диакона и Скилицы. «Святослав», — повествует в одном месте первый, — «со свойственной ему жестокостью, запугал болгар. По занятии Пловдива (Филиппополя) он повелел посадить на кол 20 тыс. чел. из захваченных в этой крепости в плен и таким способом положил конец всякому сопротив-лению3». Когда же позже император Иоанн Цимисхий перешел в наступление против русских, взял Преслав и двинулся к Доростолу и когда болгары начали отлагаться от Святослава, то последний, рассказывает тот же автор4, повелел зверски перебить в Доростоле около 300 видных болгар, а прочих ввергнуть в оковы. Согласно Скилице, число этих последних было 20 тысяч5.