Император Константин Копроним

Император Константин КопронимНекогда среди славянских племен между Дунаем и Балканами насильственно и с оружием водворилась малая орда туранских праболгар. Эти славяне, привыкшие к свободе и относительному безвластию, наверно, тяготились властью Империи, владевшей раньше их землею. Теперь они были освобождены от Империи, и между ними и праболгарами было заключено некоторое соглашение, или договор (лактоп)32, очевидно, относительно совместного жительства и взаимной защиты. В сущности, хозяевами здесь были праболгары. Чтобы дать им место, славяне должны были даже потесниться и занять горные области стра-ны33. Но прочная политическая организация туранцев и суровая власть их ханов оказались тоже в конце концов не слишком приятными славянским подданным. Конфликты учащаются и расшатывают внутреннюю жизнь страны в течение нескольких десятилетий. Тем не менее именно в этот период славяне с неменьшей готовностью и самопожертвованием, чем и праболгары, отстаивают свою землю от домогательств Византии34. Ибо, если господство праболгар и было для них тягостно, византийское означало настоящее рабство. Значит, не внутренняя спайка сама по себе, но сознание общей внешней опасности поддерживало единение между господами и покоренными. И все же антагонизм между ними подчас вспыхивал с такою силою, что владычество Византии начинало казаться славянам едва ли не сноснее, нежели власть болгарских ханов. Таков был, например, случай, когда к 761 году многотысячная славянская масса оставила пределы державы и кинулась искать новое отечество в азиатских областях Ви-зантии35. Это было как раз в то время, когда энергичный император Константин Копроним употреблял все свои усилия, чтобы добиться уничтожения неокрепшей болгарской державы.

Еще до сих пор верят, что причиной, отвратившей болгар от Святослава, была суровость его правления и что именно потому рухнула его попытка создания на Дунае русско-болгарской империи. Но что бы сталось, если бы, как в Х в. Ци-мисхий, Копроним еще в VIII в. успел убедить мизийских славян, что он борется не с ними, а с их господами и что он несет им освобождение?