Сам Лев Диакон (139. 8) говорит о мучительных колебаниях, переживавшихся тогда Святославом. «Когда он видел, — говорит этот автор, — что болгары отказывались от своего союза с ним и переходили к императору, он, после долгой внутренней борьбы (тто11а yvcoar|M.axfaa<;), понявши, что, если они объединятся с Ромеями, то дело его погибло», повелел перебить и ввергнуть в оковы болгарских военачальников и воинов в Доростоле31.Страх пред будущей изменой, о котором здесь идет речь, проистекал из положения в самом Доростоле. Только это положение и хотел спасти теперь Святослав, а вовсе не положить конец отпадению от него болгар в других областях. Ибо в то время они все и безоговорочно уже передались на сторону Цимисхия. Увлекаемая вихрем событий, развившихся в ее землях, Преславская Болгария была вынуждена, ради своего спасения, искать опоры в силах, которые сами состязались в борьбе за ее политическое наследие. Трагическая судьба склонила ее в конце концов к тому, чтобы содействовать той именно из них, чье торжество означало ее истинную гибель.
Позволю себе заключить изложение одной параллелью, которая, кажется, поможет уяснить до конца сущность рассмотренных событий характер. Число же заточенных болгар было, по Cedr. II, 400. 14, двадцать тысяч. Святослав повелел расправиться с ними тогда, когда Цимисхий уже находился под Доростолом и когда, следовательно, Святослав уже не распоряжался в окрестностях города. Кедрин замечает при этом, что причиною принятых против болгар мер было опасение их восстания (epavdaxaatv (popr|&ei;). Значит, это были вооруженные люди, а не мирное население города. Наиболее естественное объяснение — что они составляли часть войска, которым располагал Святослав. По Кедрину, Святослав приказал перебить болгарских военачальников, когда, после падения Пре-слава, болгары начали отлагаться от него. Этой мерою он, наверно, надеялся удержать в подчинении болгар-воинов. Когда же Цимисхий появился под Доростолом, боязнь измены со стороны болгарских воинов, вероятно, усилилась у него, и он решил обезопасить себя и от последних.