Оттуда, со Скандинавского полуострова, должны были русские купцы везти пушной товар и свинец на каспийские и черноморские рынки.
Что же касается столицы третьего племени — «Абарка», я не смог подыскать для этого имени удовлетворительного толкования. Думаю сейчас, что оно получилось вместо неясно написанного имени М-т-р-к-а, т. е. Матраха — Тмуторо-кань, главный центр Таманской Руси. Таким образом я предлагаю следующую реконструкцию первоначального еврейского известия о «трех русских племенах», послужившего основанием для рассказов арабских писателей Х века.
«Русь состоит из трех племен. Одно — ближайшее к Болгарии и его царь живет в столице по имени Куяба; город этот больше Болгара. Второе племя, удаленное от них, — «Славия», и его царь зависит (от первого). Третье племя — наша земля, и его государь живет в Матрахе. Приходят люди (к ним ради торговли) до Керчи. Что же касается Матрахи, то не рассказывают, чтобы когда-нибудь пришел туда иностранец, ибо они убивают каждого иностранца, который приходит в их землю. Сами же они приходят водою для торговли; и они не рассказывают ничего о своих делах и своей торговле; также и не пускают никого сопровождать их и приходить в их землю. Из Рефаа (Скандинава) вывозят они черных соболей и свинец.»
Третья русская область является, по этой гипотезе, Тмутороканским, Азовско-Черноморским русским княжеством, что, как упомянуто, предполагалось и ранее целым рядом исследователей на основании других соображений.
25 Подробнее я старался развить эту мысль в статье «Норманны в Восточной Европе» (Byzantinoslavica III, 1931). Одновременно с ней вышло блестящее исследование проф. Фасмера «Wikingerspuren in Russland» (Sitzungsb. der Preussisch. Akad. der Wissensch. Phil. Hist. Klasse 1931, XXIV), в котором автор с присущей ему эрудицией систематически пересматривает вопрос о норманнской колонизации в России. Особый интерес представляет анализ географиче-
Не имея возможности в данной статье подробно остановиться на доказательствах существования Азовско-Черноморской Руси в Х веке, позволю себе вкратце напомнить главные аргументы в пользу этой гипотезы. Прежде всего нужно констатировать, что «руссы» на Черном море появляются уже в самом начале 1Х века. Житие Св. Стефана Сурожского описывает опустошительный поход руссов по Крымскому побережью «от Корсуня до Керчи» в конце VIII или в начале 1Х века. Житие Св.