При этом совершенно ясно, что, по его мнению, эта русь жила где-то в Восточной Европе: или на «Русской реке», или в одной из упомянутых племенных областей. Ввиду того, что толкование интересующего нас отрывка Ибн-Хаукаля теснейшим образом связано с известием о разделении руси на три племени, а также принимая во внимание большой интерес к этому источнику, проявившийся в ряде новых исследований17, я не считаю возможным в данном случае просто сослаться на мою статью об этом вопросе18, а позволю себе вкратце повторить из нее несколько моих наблюдений.
Известие это сохранилось в нескольких вариантах у ряда восточных писателей: аль-Балхи, Ибн-Хаукаля, Истахри, Ибн-эль-Варди, Димашки, Идриси и других. Первый по времени писатель, аль-Балхи, рассказывает, что «Русь состоит из трех племен. Одно — ближайшее к Болгарии и его царь живет в столице по имени Куяба; город этот больше Булгара. Второе племя, которое от них удалено, называется Салавия. Третье племя называется Артания и его государь живет в Абарке. Приходят люди (к ним ради торговли) до Кербая. Что же касается Абар-ки, то не рассказывают, чтобы когда-нибудь пришел туда иностранец, ибо они убивают каждого иностранца, который приходит в их землю. Сами же они приходят водою для торговли; и они не рассказывают ничего о своих делах и своей торговле; также и не пускают никого сопровождать их и приходить в их землю. Из Арфы вывозят они черных соболей и свинец». Затем описываются обычаи вообще всех русских, причем упоминается, что «руссы торгуют с Хазарией, Византией и Великой Болгарией, что живут они к северу от Византии и что они столь многочисленны и храбры, что налагают дань на соседние области»19. Почти дословно повторяется этот рассказ у Ибн-Хаукаля и Истахри, а у позднейших авторов осложняется примесью из разных легенд, ходивших на востоке о Руси. Необходимо при этом обратить внимание на путаницу местных и племенных имен, встречающихся в этом рассказе.