О болгарском посольстве, которое в конце июня 968 г. явилось в Константинополь, мы знаем только из Лиутпранда (Legatio, см. Opera, ed. ad. us. scholarum, 144 сл.). Торжественный прием, почести и особенное внимание, оказанные болгарским послам при самом их появлении в Константинополе (именно этим почувствовал себя обиженным Лиутпранд в качестве посла Оттона), показывают, что Византия тогда уже относилась к болгарам как к друзьям и союзникам. Это значит, что в июне 968 г., когда посольство, о котором идет речь, прибыло в Царьград, дружественные отношения между Болгарией и Византией уже были восстановлены. Цель этого посольства, о котором мы не имеем никаких сведений, кроме сообщения Лиутпранда, неизвестна; но можно с уверенностью предположить, что оно явилось для улажения вопросов или засвидетельствования связей между двумя уже вполне дружественными сторонами. Свое мнение, что посольство Филофея и Эротика следует отнести «к концу лета 969 г.», Златарский, по-видимому, основывает на своем собственном толковании другого места у Л. Диакона. Болгарские княжны, которых Никифор Фока просил в жены, вероятно, для юных императоров Василия и Константина, прибыли сюда незадолго до 10 дек. 969 г. — дата убийства Никифора (L. Diac. 86. 13). Но это еще не значит, что отправка их в Византию состоялась именно в то время, к которому относится миссия Эротика и Филофея. Вообще, что касается хронологии событий времени русско-болгарской войны, мы не можем согласиться со мно-
Эту-то именно опасность Никифор теперь попытался предотвратить. В Пре-слав, рассказывает далее Лев Диакон, было отправлено посольство во главе с патрицием Никифором Эротиком и Евхаитским епископом Филофеем. Оно должно было напомнить болгарам об общей у них с ромеями вере и от имени императора предложить им «дружбу и мир», скрепленные родственными узами между обоими дворами. Другими словами, вместо союза с русскими, Византия предлагала теперь болгарам союз против тех же русских25.
Этот действительно хорошо задуманный маневр императора удался: поворот, ожидавшийся от него, наступил быстро, потому что были правильно учтены условия, которые он был предназначен изменить. Готовность или, может быть, уже принятое болгарами решение помириться со Святославом было результатом безвыходности их положения. Только так они могли спасти себя от сугубых бедствий и свою землю от дальнейшего разгрома. Но Святослав все же был для них чужеземцем, захватившим оружием часть их земель.