И так как Калокир, которому приписывали в Константинополе главную вину за неприятный оборот дел, пользовался, как там думали, большим влиянием на Святослава, то Никифор, говорит дальше Лев Диакон, счел бесполезным вести переговоры с русскими и попытался сговориться с единоверными болгарами (яр6<; TOUJ 6|тоЭрт)окоо<; Muoouj epouleuoato imallov Ttpepetav oteilaoSai, 79, 14).
Как ни толковать это сообщение византийского автора, на которое, непонятно почему, ученые исследователи до сих пор не обратили должного внимания, одно несомненно: при самом начале деятельности русских в Болгарии в Константинополе узнали, что между Святославом и болгарами подготовлялось, или даже уже было достигнуто, известное соглашение, а затем и союз против Византии. Именно эту опасность Никифор Фока и стремился предотвратить. Он предложил болгарам вместо союза с русскими дружбу Империи, а следовательно и — союз и поддержку против тех же русских.
Возникает вопрос, каковы могли быть причины, которые содействовали перемене в отношениях, созданных самим фактом русского нашествия в Болгарию, и какими путями могло сложиться у Святослава и у болгар сознание, что для них выгоднее примириться и соединить свои силы против Империи. На этот вопрос приведенное выше место у Льва Диакона не дает никакого ответа. Мы находимся в полном неведении и относительно событий, коих развитие довело до такого результата. Точно так же неизвестно, у которой из двух сторон родилась идея и возникла инициатива этого сближения. То, о чем можно догадываться с некоторой уверенностью, это — лишь общие причины, при наличности которых примирение между русскими и болгарами в той или иной степени явилось для обеих сторон самым разумным исходом из создавшегося положения.
Что касается, в частности, болгар, то для них, может быть, только в этом открывалась возможность уберечь свою землю от порабощения или разорения. Чтобы это понять, необходимы некоторые пояснения.
24 Id. 79. 6: Xuvotaov oov eSoket eivat aoxcp, et то ev opopotiiarj xcov. ooxco yap eSoket pacta peptea&at too evoj, Kat aoxo Saxxov Kaxaycoviaaa&at.
Царствование болгарского царя Петра (927—969) было временем неудержимого проникновения византинизма во все области болгарской жизни. Этому процессу благоприятствовала политика петровского правительства, а также и личность самого царя, находившегося всецело под византийским влиянием. Результаты этого сказались скоро.