Государство Хазар

Государство ХазарБуртас есть имя страны, так же точно как Рус и Хазар.»

«Между внутренними булгарами находятся христиане и мусульмане. В настоящее же время не осталось и следа ни из булгар, ни из буртасов, ни из хазар, ибо русы истребили всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам из желания остаться вблизи своих стран и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им.

Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений; известен же был он потому, что был гаванью этих государств. Но руссы ограбили его, Хазран, Итиль и Самандар в 358 (969) году и отправились тотчас в Рум и Андалус.

Что касается Хазара, то это имя этих людей, столица же есть город, называемый Итиль, по имени реки, протекающей через него в Хазарское море. Город этот не имеет ни многих селений, ни пространного владения. Страна эта находится между Хазарским морем, Сериром, Русом и Гуззией.

Хазары имеют также город, называемый Самандаром, который находится между ним (Итилем) и Баб-аль-Абвабом (Дербендом). В этом городе было много садов, говорят, что он содержал около 40 000 виноградников. Я расспрашивал о нем в Джурджане по свежести памяти о нем. Его населяли мусульмане и другие; они (мусульмане) имели в нем мечети, христиане — церкви и евреи — синагоги. Но руссы напали на все это, разрушили все, что было по реке Итиль, принадлежавшее хазарам, булгарам и буртасам, и овладели им. Жители же Итиля убежали на остров Баб-аль Абваб, а часть их живет на острове Сиа-Ку в страхе»9.

Кроме того, Ибн-Хаукаль сообщает и некоторые данные о русских: о разделении Руси на три племени — Киевскую область, Славию и Артанию; о том, что русские торгуют с Хазарией и с Византией и что из их страны вывозятся лучшие меха, которые до 969 года продавались в Булгаре и Хазеране; о «русской реке», известной под именем Итиль, единственной, которая соединяет Хазарское море (Каспийское) с другими морями (вероятно, имея в данном случае в виду речной путь по нижней Волге, волжско-донскому волоку и нижнему Дону в Азовское море); об одежде и некоторых обычаях руссов.

На первый же взгляд бросаются в глаза серьезные расхождения в рассказах Ибн-Хаукаля и русского летописца.

Во-первых — в содержании известия.