Е., таким образом, позволяет ориентировать его местожительство на основании других мест в его сочинении, относящихся к руссам. Больше же всего он рассказывает о русском племени Лудзана (Кудкана?), корабли которого плавают по Черному морю и «путешествуют с товаром в землю Андалуз, Румию, Кунстан-тинию и Хазар» (см. Гаркави, Сказания мус. пис., 130; Дополнения к сказаниям мус. пис., 31). Никакого основания для провозглашения этих руссов скандинавскими норманнами нельзя найти.
Мне думается, что для определения местожительства этой руси, разгромившей Хазарию, по словам Ибн-Хаукаля, в 969 году, нужно прежде всего обратить внимание на те данные, которые заключены у самого Ибн-Хаукаля. Сам он о русских слышал мало. По-видимому, только то, что они «торгуют с Хазарией и с Румом»; что разделяющаяся на два рукава и соединяющая Черное море с Каспийским река носит имя «Русской реки»; что где-то на Каме, в верхней части Волжской Болгарии находится какой-то «русский» центр. Впрочем, и относительно этих данных нужно оговориться, что они почти буквально повторяются в сочинении современника Ибн-Хаукаля, арабского географа Истахри, который давал Ибн-Хаукалю для исправления свой труд. Нельзя угадать, кто из них заимствовал от другого приведенные данные. Возможно, что они оба взяли материал из какого-нибудь общего источника, например — Джейхани (не сохранившегося), сочинение которого Ибн-Хаукаль, по собственному признанию, постоянно держал в руках во время своих путешествий. Что же касается известия о разделении руси на три племени (также буквально повторяющегося у Истахри), то оно несомненно заимствовано из более раннего письменного источника, вероятнее всего от аль-Балхи (умершего в середине Х века), хотя не исключена возможность, что и он почерпнул свои сведения из сочинения какого-нибудь из своих предшественников. Но во всяком случае очевидно, что, поместив это свидетельство о руси рядом с рассказом о русском набеге на Хазарию 969 года, Ибн-Хаукаль отождествил нападавших с одним из упомянутых русских племен.